По ту сторону страха

Иноземцева Евгения Николаевна – магистр психологии (НИУ ВШЭ), психоаналитически ориентированный консультант.

Статья посвящена изучению проблематики вопроса страха и боли, которые переживает человечество в настоящее время. Последние события, происходящие в мире столкнули человечество с переживанием страха, горя, потери и одиночества. В целом, понимание причин и анализ источников страха позволяет вернуть человеку управление над своими эмоциями, дает больше возможностей и инструментария для построения собственной счастливой жизни в не зависимости от происходящего, поскольку именно мы являемся творцами своей жизни и своего будущего. Каждый человек сейчас наиболее остро поставлен перед необходимостью переживать завершение определенных привычных конструктов, как в мировом устройстве, так и во внутрипсихическом устройстве личности, таким образом, сталкиваясь с конечностью и отделением тем или иным образом.
«Стоит нам просто зажечь свет — и это уже само по себе рассеивает тьму. И точно так же даже простой логический анализ цепляния за собственное «я» и тревожащие эмоции приводит к их коллапсу. Мы можем сдерживать свои тревожащие эмоции, подавляя их, но это лишь временное решение. Только аналитическое исследование истинной природы собственных мыслей позволяет нам их полностью устранить».
Дильго Кьенце Ринпоче
Великий мастер тибетского буддизма

    С каким бы запросом к нам ни пришел клиент, главное чего он хочет – это счастья, в чем бы оно для него не заключалось.

    Центральной темой психоанализа является понимание истиной причины поведения и состояния человека, и для этого в рамках психоаналитической работы мы ищем глубинные побудительные мотивы, стимулируя развитие самосознания – великого дара!

    Фон текущих событий вмешивается в жизнь каждого из нас. Последние годы в работе клиенты прямо или косвенно говорят о страхе, боле, агрессии, которые отравляют их жизнь.

В настоящее время человек особо остро поставлен перед темой, от которой он тщательно дистанцируется: пандемия, столкнувшая человечество с угрозой смерти пришла не спросив, затем разногласие и столкновение народов вылились в военные действия и унесли и продолжают уносить жизни людей приковывая мировое внимание к происходящему и акцентируя проблематику страхи и боли, природные катаклизмы усугубляют ситуацию. Эти обстоятельства непосредственно влияют на человека, актуализируя в нем основные базовые страхи и переживания, за которыми скрывается он - страх смерти.

    Практически в каждой работе с клиентом последние 4 года мы можем наблюдать как этот страх проливается во все исследуемые темы, явно или косвенно фигурирует в запросе или непосредственно приводит клиентов в терапию или коучинг.

    Манфред Кетс де Врис, психоаналитик, профессор INSEAD, научный руководитель программы психоаналитического коучинга в НИУ ВШЭ, специализирующийся на работы с лидерами крупнейших международных компаний рассказывает, что его клиенты делятся с ним экзистенциальными проблемами на ряду с профессиональными вопросами, они говорят о своих страхах, в том числе о страхе смерти, размышлениями на тему поиска счастья и смысла жизни.

   Парадоксально, что мы, признавая смертность всех людей, себя лично смертным не считаем. Фрейд в своем эссе «Размышление о войне и смерти» писал, что на самом деле представить собственную смерть невозможно. Всякий раз, когда мы пытаемся это сделать, мы понимаем, что фактически присутствуем там в качестве зрителя. Поэтому многие психоаналитики рассуждают о том, что ни один человек не верит в собственную смерть, будучи бессознательно убежденным в своем бессмертии. Тогда чего же мы боимся? Что вызывает в нас этот леденящий ужас и оцепеняющий страх?

  Раздумья над смертью производят своего рода интеллектуальный взрыв, бросают нам вызов, не оставляя ничего от привычных умственных конструктов и тех проторенных путей, которыми мы привыкли пользоваться. На территории смерти мы не можем опираться на привычную структуру и грамматику мышления. Можно дать лишь абстрактное определении концепции смерти, так как смерть имеет дело непосредственно с конкретным человеком и его личным опытом.

  Подсознательно смерть воспринимается как зло, как наказание, поскольку связывается нами с разлукой и потерей, а также с мучениями, наказаниями, возможными увечьями или полным уничтожением. Человечество не единожды сталкивалось со смертями, вызванными войнами, эпидемиями и лишениями и сохранило в коллективном представлении ужас и страх по отношению к смерти.

  Но значимость страха для отдельного индивида может быть постигнута только в результате анализа отдельной личности, исследованием ее персональных опыта и истории переживаний.


  Человек не способен выжить в одиночку, он тесно связан с социумом, он привязан к сообществу, к другому. Жизнь субъекта зарождается еще в утробе – в другом и с самого рождения человек живет в присутствии другого. Это присутствие стабильно и может быть как реальным – его родные, близкие или даже недруги, так и символическим – род, предки, духи или боги. В последнее время каждый находится в постоянном присутствии незаменимого гаджета, открывающего доступ к контакту со всем миром, персональным помощником. Переживание расставания с телефоном, который для некоторых заменяет весь мир, представляется ужасающим.

  Первый реальный опыт оставления, ухода другого сталкивает младенца с одиночеством и определяет дальнейшее отношение индивида к разделению и проживанию одиночества. Принять одиночество представляется трудной задачей, и если в жизни индивид может выбирать как ему проходить свой жизненный путь и с кем, то в смерти этого выбора он лишен и он поставлен перед фактом – он должен пройти этот путь в одиночестве. Этот факт превращает данное состояние в настоящую боль. Исследования развития ребенка обнаруживают, что страх смерти и страдания, связанные с отделением первичного объекта имеют много общего. Поскольку человеческий детеныш полностью зависим от опекуна, чаще всего матери – человека, обеспечивающего поддержку, заботу, любовь и защиту – формируется устойчивая привязанность с этим объектом. Неоспоримо, что привязанность необходима для выживания вида.

    Чувствовать себя живым нам помогает взгляд другого. Демонстрируя свои достижения мы подтверждаем собственное существование, обнаруживаем свою значимость, таким образом, чтобы чувствовать свою ценность нужно быть в контакте с другими. «Мы судим и оцениваем себя не по собственным критериям, а по критериям тех людей, мнением которых дорожим. Позитивное отношение к себе – лучшее лекарство от страха смерти» (Манфред Кетс де Врис, 2022, "Секс, деньги, счастье и смерть" с. 351).
    Таким образом мы всегда чувствуем себя и свою значимость являясь частью большего, ощущая принадлежность к группе, будь то семья, социальная организация или общество в целом. Чувство значимости противостоит ощущению никчемности, и отчуждения. И каждый из нас борется с ощущением собственной никчемности, удовлетворяя в себе потребность чувствовать себя частью чего-то большего, важного и таким образом обрести бессмертие. Можно сказать, что это склонность к нарциссизму, но это также и часть борьбы с мучительным страхом смерти.
    В смерти страшит и пугает тот факт, что в не зависимости от принадлежности к чему-то большему во время жизни, путь смерти придется пройти в одиночку. Возможно, отчасти поэтому фараонов в Древнем Египте хоронили вместе со всеми богатствами, которые им принадлежали при жизни, включая слуг и жен. Но не только путь собственной смерти придется пройти в одиночку, столкновение со смертью близких и родных также нас сталкивает со своей болью и изолирует в своем горе. Смерть становится реальностью только тогда, когда мы уже умираем (как открылось герою повести Льва Толстого Ивану Ильичу) или когда мы становимся свидетелями чьей-то смерти. Вне зависимости от принимаемой роли зрителя или героя мы сталкиваемся с чувством одиночества и окончательной разлуки. Одиночество пугает и этот страх может отравить душу.
    Вспомним здесь еще одно переживание рождения в сильнейшем горе разделения, испытанное Алексеем Александровичем, мужем Анны в романе «Анна Каренина» когда он понял, что жена оставляет его. Лев Толстой описывает его чувство, подобно тому, что испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разрушен и что там пучина. Пучина эта была – сама жизнь, а мост – искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович.
    Даже на биологическом уровне одиночество не свойственно человеческому виду: для рождения ребенка требуются двое, далее жизнь индивида с момента рождения, когда младенец не может позаботиться о себе до глубокой старости, когда пожилой человек также ограничен в своих возможностях немыслима без присутствия заботящейся фигуры. На протяжении всей жизни, даже в отсутствии каких-либо физических ограничений человек нуждается в общении, познании, коммуникации, полноценная жизнь невозможна без реального или символического присутствия другого, невозможна без социума. ЕС Далай Лама называет человека социальным животным, а Аристотель определял человека как политическое животное. В действительности, состояние одинокого животного нежизнеспособно, это объясняет инстинктивный страх человека остаться одному, быть брошенным.
    Страх одиночества проистекает из младенчества, оно может быть фатальным для неумеющего о себе позаботиться ребенка в условиях отсутствия матери. Касаясь первых ситуационных фобий младенца, основоположник психоанализа указывает на страх темноты и одиночества, где первый часто может сохраняться на протяжении всей жизни человека; и сходны два этих тревожащих состояния в том, что оба они характеризуются отсутствием видимого и отсутствием матери (Freud S., Introduction to psychoanalysis, 2018). Необходимо заметить, что ребенок в темноте – в этом по-настоящему ужасающем путешествии не просто ждет свою мать, он словно обитает в тюрьме своего тела в одиночестве. Одиночество подобно смерти.


   Вспомним миф об Эдипе, который приводит в одном из своих трудов Зигмунд Фрейд. Герой мифа стремясь избежать проклятия Оракула подвергает себя отстраненности, обрекает на одиночество. Переживание вынужденной уединенности, лишения окружающего мира, является проводником к страданию, интерпретация которого сводится к «неспособности жить», – со слов Зигмунда Фрейда (Фрейд З., Я и Оно, 2022). Таким образом, обрекая себя на одиночество он не живет, но и впустив в свою жизнь другого, не умея жить остается в одиночестве, обрекая другого на смерть.
   Виктор Франкл, австрийский психиатр, психолог и создатель направления логотерапии в экзистенциальной психологии, с свою очередь предполагает, что само по себе погружение в состояние одиночества происходит ввиду утраты человеком определенных ценностей и смысла жизни (Frankl V. E., Man's search for meaning, 1985). Карл Густав Юнг в своей работе о смерти говорил так: «Кончина же в наших глазах — просто прекращение, лишенное всякого смысла» (Юнг, Душа и смерть, 1934).
  Таким образом отсутствие жизни, а значит смерть и одиночество являются тесно связанными между собой и страх смерти усугубляется страхом одиночества.
  Вспоминается притча о том, как горюющей об умершем сыне матери целитель предложил сделать лекарство из зерен горчицы, которые она должна была собрать в домах, в которых никто никогда не умирал и принести ему. Женщина поняла, что нет ни одного дома, в который бы не заглянула смерть и это ее исцелило, она осознала, что в своем горе не одинока и смерть неизбежна. Это понимание принесло ей душевное успокоение и позволило принять потерю.

«Неисследованная жизнь не стоит того, чтоб проживать ее»
Платон
Древнегреческий филосов