По ту сторону страха
С каким бы запросом к нам ни пришел клиент, главное чего он хочет – это счастья, в чем бы оно для него не заключалось.
Центральной темой психоанализа является понимание истиной причины поведения и состояния человека, и для этого в рамках психоаналитической работы мы ищем глубинные побудительные мотивы, стимулируя развитие самосознания – великого дара!
Фон текущих событий вмешивается в жизнь каждого из нас. Последние годы в работе клиенты прямо или косвенно говорят о страхе, боле, агрессии, которые отравляют их жизнь.
В настоящее время человек особо остро поставлен перед темой, от которой он тщательно дистанцируется: пандемия, столкнувшая человечество с угрозой смерти пришла не спросив, затем разногласие и столкновение народов вылились в военные действия и унесли и продолжают уносить жизни людей приковывая мировое внимание к происходящему и акцентируя проблематику страхи и боли, природные катаклизмы усугубляют ситуацию. Эти обстоятельства непосредственно влияют на человека, актуализируя в нем основные базовые страхи и переживания, за которыми скрывается он - страх смерти.
Практически в каждой работе с клиентом последние 4 года мы можем наблюдать как этот страх проливается во все исследуемые темы, явно или косвенно фигурирует в запросе или непосредственно приводит клиентов в терапию или коучинг.
Манфред Кетс де Врис, психоаналитик, профессор INSEAD, научный руководитель программы психоаналитического коучинга в НИУ ВШЭ, специализирующийся на работы с лидерами крупнейших международных компаний рассказывает, что его клиенты делятся с ним экзистенциальными проблемами на ряду с профессиональными вопросами, они говорят о своих страхах, в том числе о страхе смерти, размышлениями на тему поиска счастья и смысла жизни.Парадоксально, что мы, признавая смертность всех людей, себя лично смертным не считаем. Фрейд в своем эссе «Размышление о войне и смерти» писал, что на самом деле представить собственную смерть невозможно. Всякий раз, когда мы пытаемся это сделать, мы понимаем, что фактически присутствуем там в качестве зрителя. Поэтому многие психоаналитики рассуждают о том, что ни один человек не верит в собственную смерть, будучи бессознательно убежденным в своем бессмертии. Тогда чего же мы боимся? Что вызывает в нас этот леденящий ужас и оцепеняющий страх?
Раздумья над смертью производят своего рода интеллектуальный взрыв, бросают нам вызов, не оставляя ничего от привычных умственных конструктов и тех проторенных путей, которыми мы привыкли пользоваться. На территории смерти мы не можем опираться на привычную структуру и грамматику мышления. Можно дать лишь абстрактное определении концепции смерти, так как смерть имеет дело непосредственно с конкретным человеком и его личным опытом.
Подсознательно смерть воспринимается как зло, как наказание, поскольку связывается нами с разлукой и потерей, а также с мучениями, наказаниями, возможными увечьями или полным уничтожением. Человечество не единожды сталкивалось со смертями, вызванными войнами, эпидемиями и лишениями и сохранило в коллективном представлении ужас и страх по отношению к смерти.
Но значимость страха для отдельного индивида может быть постигнута только в результате анализа отдельной личности, исследованием ее персональных опыта и истории переживаний.
Человек не способен выжить в одиночку, он тесно связан с социумом, он привязан к сообществу, к другому. Жизнь субъекта зарождается еще в утробе – в другом и с самого рождения человек живет в присутствии другого. Это присутствие стабильно и может быть как реальным – его родные, близкие или даже недруги, так и символическим – род, предки, духи или боги. В последнее время каждый находится в постоянном присутствии незаменимого гаджета, открывающего доступ к контакту со всем миром, персональным помощником. Переживание расставания с телефоном, который для некоторых заменяет весь мир, представляется ужасающим.
Первый реальный опыт оставления, ухода другого сталкивает младенца с одиночеством и определяет дальнейшее отношение индивида к разделению и проживанию одиночества. Принять одиночество представляется трудной задачей, и если в жизни индивид может выбирать как ему проходить свой жизненный путь и с кем, то в смерти этого выбора он лишен и он поставлен перед фактом – он должен пройти этот путь в одиночестве. Этот факт превращает данное состояние в настоящую боль. Исследования развития ребенка обнаруживают, что страх смерти и страдания, связанные с отделением первичного объекта имеют много общего. Поскольку человеческий детеныш полностью зависим от опекуна, чаще всего матери – человека, обеспечивающего поддержку, заботу, любовь и защиту – формируется устойчивая привязанность с этим объектом. Неоспоримо, что привязанность необходима для выживания вида.